Контакты В избранное Домашняя
Меню разделов:  Главная  Форум  Карта сайта  Подписка  Реклама  Партнёры  RSS  
Новость с порога
Прихожая
Кухня
Столовая
Рабочий кабинет
Гостиная
Спальня
Гардероб
Детская
Ванная
Библиотека
Аптечка
Тренажерный зал
Гараж
Приусадебный уч.
Кладовка
С легким паром
Зимний сад
Живой уголок
Мастерская
Генеральная уборка
Ремонт
Строим дом
Дизайн
Творим для души
Сис. безопасности
Темная комната
Винный погребок
Конюшня
Поиск

Плетение судьбы бисером

Плетение судьбы бисером

Кто только не плетет сейчас из бисера! И плетут, и вышивают, и бусы нижут, и книжки-обучалки во всех киосках продают. Бисер-то в моде, о чем не устают напоминать ведущие кутюрье всего мира.

Но я не собираюсь писать о моде, ни о высокой, ни о повседневной. Моя задача на этот раз – рассказать о магии плетения, которую девочки-подростки, да и мальчики тоже, как показывают мои личные наблюдения, чувствуют непосредственно и просто. Чувство, которое испытываешь во время плетения, почти не поддается описанию, как процесс медитации. Подбирая зернышко к зернышку, выпадаешь из мира необходимости и строгого принуждения и выныриваешь в мире интуиции и дивной свободы. Ты делаешь что хочешь, ты абсолютно спокоен и самодостаточен, ты подчиняешься только цвету и структуре рисунка, но ведь рисунок – это твое собственное создание, он вот прямо сейчас появляется под твоими руками, и подчиняться ему приятно. Ты творишь красоту – тихо так творишь, медленно, неспешно, и в процессе творения мир вокруг замирает и сам с собой примиряется...

Родиной бисера считают Древний Египет, выступающий в качестве исконной колыбели для всего, что имеет отношение к оккультизму: легендарная культура пирамид, как полагают, породила мистерии, герметическую философию, карты Таро, астрологию, точное познание загробной жизни, загадку сфинкса и прочее. Так что бисер с самого начала был в хорошей компании и притом чрезвычайно ценился – возможно, потому, что с помощью примитивных технологий довольно трудно было изготавливать мелкие бусины из непрозрачного стекла. У некоторых народов бисер считался меновой монетой. Например, за несколько низок бисера в Африке можно было купить раба. В средневековье лучшим бисером считался венецианский; к концу XVIII в. Венеция уступает первенство Богемии, и до сих пор чешский бисер является непревзойденным по качеству. Правда, в наше время с ним активно соревнуется бисер из Японии, и кто в конце концов одержит верх, неизвестно.

В России бисероплетение также пользовалось популярностью, и называлось оно низанием. Низали все – от боярынь до монахинь и дворовых девок, и богатство невесты измерялось количеством нанизанного на ее наряд бисера, а богатство церкви – количеством расшитых бисером предметов культа, бережно хранимых в ризнице. В XI в. внучка Ярослава Мудрого Анна основала в Киеве первую школу для послушниц, где девочек учили рукоделию, в том числе и работе с бисером. А в XIX столетии в Москве бисероплетение стало настолько популярным, что купчихи-рукодельницы даже представляли свои изделия на зарубежных выставках и получали за них награды.

Техники работы с бисером весьма разнообразны: это и плетение (или низание), и вышивка, и вязание, и тканье изделия на станке. Последнее мне лично наиболее по вкусу, поскольку изготовление на станке позволяет выплетать различные варианты геометризированных узоров, а геометрические символы относятся к самым древним и наиболее глубоко символическим. Треугольник, квадрат, круг – это элементы, из которых составлена буддийская мандала, являющаяся символом целостного мироустройства. Впрочем, совершенно не обязательно выплетать мироустройство на станке, который, кстати, очень легко изготовить собственными руками. Можно плести простые и красивые по цвету браслетики-фенечки, ожерелья, пояса и даже чехлы для мобильных телефонов. Бисер издает очень приятный звенящий звучок, когда мобильник ныряет в такой чехольчик.

Древнее искусство плетения и вышивания бисером стало оживать в середине 60-х годов прошлого века, а инициаторами этого были хиппи. Они ориентировались на индейские традиции вышивания и плетения из бисера, а также и на индейские верования, относящиеся к изготовленным собственноручно украшениям. Самое известное из них – это фенечки, которые, кстати, можно плести не только из бисера, но и из ниток, кожаных ремешков, да из чего угодно. Главное в фенечке – это ее предназначение, а предназначена она в первую очередь для дарения, что связано с индейской традицией потлача. Сначала нужно поносить фенечку самому, чтобы она пропиталась твоей энергетикой, а потом подарить ее на счастье тому, кто тебе нравится, и тем самым передать ему часть твоей энергии. Если подаренная фенечка потерялась или порвалась – это очень плохое предзнаменование, предупреждающее о нарушении дружеских уз.

Индейцы полагали, что изготовленная человеком вещь должна быть индивидуальна, потому что вышитый или сплетенный узор является символическим изображением личности своего создателя, его настроений и намерений, его достижений. Я знаю одного человека, который считает себя продолжателем индейских традиций: он разгуливает по улицам в индейской набедренной повязке ярко-синего цвета и пугает милиционеров, а также вышивает всякие этнические вещицы. Очень колоритный персонаж, действительно похож на индейца, хотя по происхождению – малороссиянин чистой воды, и зовут его Сергей. Он рассказал мне историю про человека из своей тусовки, который вышил рубаху, точь-в-точь повторив рисунок одеяния какого-то знаменитого индейского вождя. Но когда изготовитель с гордостью продемонстрировал свое изделие посетившему Россию современному вождю краснокожих, тот скривился и сказал: "Зачем повторять? То была его жизнь, а это – твоя".

Любопытно, что примерно такого же мнения придерживаются эвенкийские шаманы, которые тоже обильно украшают свои шаманские наряды вышивками из бисера. Само слово "шаман" произошло от эвенкийского "saman", и первые исследователи религии камлания побывали именно у эвенков (которых в позапрошлом столетии называли тунгусами). Костюм, в который облачается шаман для камлания, делается так, чтобы шаман походил на зверя или птицу, которые являлись для него чем-то вроде тотемного животного. Глаза, крылья, лапы и другие части тела животного вышивались бисером; кроме того, бисером вышивали символические орнаменты и рисунки, изображающие шаманскую картину мира. Причем у каждого шамана картина мира была до некоторой степени индивидуальна, потому что изображалась, например, не абстрактная идея Мирового Древа, по которому шаман совершает путешествия между мирами, а конкретные путешествия именно этого шамана.

Иначе говоря, медитативное ощущение участия в магии созидания собственной судьбы можно почувствовать только тогда, когда вышиваешь или выплетаешь бисером свой собственный, лично придуманный и индивидуально значимый символический рисунок. Если же плетешь чужое, пусть даже и очень красивое, магии может не получиться. Более того, может выйти qui pro quo, подмена понятий: вместо ощущения себя созидателем своей судьбы можно почувствовать себя творцом мира.

Между прочим, именно такая путаница описана в знаменитом романе Германа Гессе "Игра в бисер". В фантастической провинции Касталия собрались интеллектуалы, занимающиеся игрой в бисер – игрой в понятия, символы и идеи, порожденные всеми культурными традициями мира. Величайший Магистр Игры Йозеф Кнехт стал величайшим отступником и покинул Касталию, когда понял, что самые глубокомысленные умозрительные конструкции – "воспостроения мира", по выражению П.Флоренского – превращаются в пустые и мертвые схемы, если утрачивают связь с переживаниями реальной жизни. Самое худшее, что самим создателям подобных схем кажется, что они-то и являются упорядочивающими мир творцами. Между тем только подлинность настоящих переживаний, а не отвлеченная эстетика, является критерием подлинной красоты узора – таково кредо индейских и эвенкийских шаманов, вышивающих бисером.

В конце концов, человек двойственное существо, он одновременно является и бисеринкой в узоре, и создателем этого узора, и это явственно чувствуется во время плетения. В том-то и заключается магия бисера, которая почти недоступна – но очень желанна! – для современного человека, плотно замурованного в рамки социальных связей и необходимостей.

Анонсы Рекомендуем посетить
Copyright © 2005-2015 НашДом.kz. Перепечатка материалов только с указанием ссылки на источник.